Московские эксперты рынка одежды полагают, что да. Красноярские одежные ритейлеры уверены в обратном.
Дьявол сменит Prada
на «Большевичку»?
Из-за финансового кризиса люди перестанут покупать одежду в магазинах. Покупатели в городах потянутся на дешевые вещевые рынки, пишет Infox.ru. Супермаркеты и торговые центры, не так давно одержавшие победу над вещевыми рынками, вынуждены будут снова потесниться.
По словам участников рынка, граждане уже начали экономить на одежде.
«Экономия среди покупателей среднего класса проявляется в снижении частоты покупок, — объясняет генеральный директор Ассоциации индустрии моды Мария Сморчкова. — Они не отказываются от своих брендов, но реже ходят в магазин, и особенно чутко реагируют на всевозможные скидки и акции».
Финансовый кризис заставит иностранных производителей одежды покинуть российский рынок. «Кризис застал многие компании в то время, когда они только делали первые шаги на этом рынке», — напоминает креативный директор компании «Энроф» Максим Агаханов. По его словам, именно такие игроки могут в ближайшее время уйти с российского рынка готовой одежды, а те марки, которые только собирались открывать свои представительства в России, отложат реализацию своих планов. И вряд ли им на смену в ближайшие несколько лет придут другие иностранные бренды, считает эксперт.
В этой ситуации основными конкурентами магазинов опять могут стать вещевые рынки. Председатель совета директоров рекламной группы «Витрина А» Вадим Куликов ждет, что в 2009 году объем продаж через открытые рынки вырастет в три раза — с 10% до 30% от объема продаж в целом. В 2010 году продажи на рынках, по его оценкам, могут составить 40%.
Максим Агаханов считает: вещевые рынки вернутся
«В обиход снова войдут вещевые рынки, — считает Максим Агаханов. — Но торговать на них будут уже не те челночники, которые когда-то возили товары из Турции и Китая, а те люди, которые будут предлагать ту же одежду, что и в магазинах, но по более низким ценам». По мнению эксперта, товар для этих рынков будут закупать на крупнооптовых складах российских производителей, которые находятся в регионах.
Красноярские одежные ритейлеры мнения московских коллег не разделяют. Они считают, что падение объема продаж ощутили не только одежные магазины, но и вещевые рынки.
«Конкуренцию рынки нам всегда составляли, но не думаю, что с приходом кризиса что-то кардинально изменится, — рассказывает РЕКЛАМА-МАМЕ коммерческий директор ООО «Магия моды СВ» Сергей Витковский. — Возможно, с учетом последних экономических изменений на вещевых рынках и произойдет какой-то всплеск. Но я обладаю достоверной информацией, что пока падение спроса наблюдается как в торговых центрах, так и на вещевых рынках».
По его словам, рынок одежного ритейла сейчас выстроен таким образом, чтобы удовлетворить потребности любого клиента, вследствие чего магазины могут конкурировать с вещевыми рынками: «Зайдите в магазины, бутики торговых центров, сравните цены с ценами на рынках, и вы приятно удивитесь. Многие бренды предлагают одежду дешевле, чем на рынках», — утверждает Сергей Витковский.
Потеснят ли вещевые рынки крупные торговые центры и бутики?
Ответ на это вопрос даст потребитель
Выход на рынок готовой одежды товаров российского производства, по его мнению, маловероятен. «Я не знаю ни одного бренда, специализирующегося на продаже одежды российского производства. В основном российские бренды продают одежду, изготовленную за рубежом, — говорит г-н Витковский. — Россия в этом плане конкурировать с другими странами не может, поскольку в нашей стране почти отсутствует производство сырья (трикотажа)».
Эксперт также уверяет, что повышение цен на свежие коллекции не подвигнет красноярцев ходить одеваться на рынки, поскольку цены везде вырастут одинаково: «В связи с ростом курса валюты, цены на одежду как в магазинах, так и на вещевых рынках вырастут на 10-30%».
Комфорт и удобство принесут
в жертву экономии?
В любом случае, правоту той или иной точки зрения определит потребитель. Сегодня люди реже стали покупать одежду, но ведь кризису еще нет и полугода от роду. Скоро «докризисный» гардероб россиян окончательно обветшает. И вот тогда мы увидим, кто победит в борьбе за покупателя — вещевой рынок или одежный ритейл.
Ритейл все последние годы развивался не в том направлении, чтобы потребитель мог дешевле купить какую-то вещь, но как можно комфортнее совершал покупку качественного товара. В условиях «похудения» доходов россиян как раз комфорт и может быть принесен в жертву экономии. И тогда в выигрыше окажутся вещевые торговые ряды, которым не надо платить высокую аренду, тратиться на евроремонт и на вышколенный персонал с белозубыми улыбками и «ногами от ушей».